Теремок


Консультация для руководителей изостудий "История искусства оригами" (Морозова Г.В.)
Консультация для руководителей изостудий "Значение оригами для развития ребенка дошкольного возраста" (Разжевалова Н.Ю.)
Конспекты занятий с использованием оригами (Морозова Г.В.)
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию"Свойства воды" (2-я мл. группа), подготовила Балукова Ю.Р.
Конспект занятия по элементарным математическим представлениям "Математика в сказке" (Закирова Т.Н.)
Конспект комплексного занятия по музыкально-изобразительной деятельности "Баю-баю, баю-баю колыбель твою качаю"
Сценарий праздника "Не забудем их подвиг великий..." (Подготовила Зубкова Е.Г., музыкальный руководитель ДОУ)
Консультация для воспитателей "С пальчиками играем - речь развиваем"
Конспект физкультурного занятия "Поищем Колобка" (2-я мл. группа), подготовила Балукова Ю.Р.
Конспект комплексного занятия - драматизация и конструирование - "Теремок" (2-я мл. группа), подготовила Балукова Ю.Р.


            Новости         

            План работы         
                  Календарь событий         

            Cведения об образовательной организации         

           Основные сведения         

            Структура и органы управления ОО         

            Документы         

            Образование         

            Образовательные стандарты         

            Руководство. Педагогический состав         

            Материально-техническое обеспечение          
            Виды материальной поддержки         

            Платные образовательные услуги         

            Финансово-хозяйственная деятельность         
            Доступная среда         

            Международное сотрудничество         

            Вакантные места для приема (перевода)         
            Родителям         

            Прием детей в ДОУ         
                  Приказы о зачислении         
                  Постановление о закреплении
                  территории         

            Другие разделы         

             ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ         

              БЕЗОПАСНОСТЬ         

                        Дорожная безопасность        
                        Пожарная безопасность        
                        Информационная безопасность        

              КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР         

              ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ         

              МУЗЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛАВЫ         

              Независимая оценка качества                                       образования  

              Методическая копилка         
         Гостевая книга
              Карта сайта          

Новости: Архив >>>

 

Консультация для руководителей изостудий "История искусства оригами"

Слово "Оригами" - японское. В переводе оно означает - "сложенная бумага", а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций.
Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги.
Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний.
Она была впервые получена во втором веке в Китае. Считается, что бумагу изобрёл Цай-Лунь, официальной датой появления бумаги считается 105 год. Китайский чиновник Цай-Лунь доложил императору о технологии производства. В течение многих веков перед его изобретением в древнем китайском храме Гуэ-Фэнг паломники ежегодно возжигали курение. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей - в Средней Азии, Японии, Кореи.
В 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо, открыл японским монахам секрет изготовления бумаги, сырьем для изготовления бумаги служили коконы тутового шелкопряда, древесная кора, стебли бамбука, конопля и тряпье.
В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов Японская бумага превзошла по качеству китайскую.
В Токио в 1871 году мелких мастерских в стране насчитывалось более 3,5 тысяч, некоторые существуют, и по сей день.
Применяя различные технологические способы, дающие возможность экономить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки, чтобы изменить технологию, увеличить её производство и сэкономить лес.
Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека - театр, образование, приятный и полезный досуг, оригами используется в определенных церемониях и религиозных ритуалах.
За пределы храмов искусство оригами вышло в периоды Камакуса в 1185-1333 годы.
В периоды Муромати 1333-1573 годы распространилось в императорском дворце. Самураи настолько искусно сворачивали свои послания, что развернуть их могли только посвященные люди.
В период Адзути-Момаема 1573-1603 и Эдо 1603-1867 годы оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев.
Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны.
Японская культура, является продуктом культурного наследия Востока, тем не менее, выделяется своей уникальностью: предпочтение отдается внутреннему изяществу в противовес внешнему великолепию.
Во многих странах искусство оригами находит применение в образовательных целях, в реабилитационный период, после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами применяются в космических технологиях.
В Японии зарождение оригами, произошло в религиозной сфере при проведении различных синтостических церемоний. Самое раннее известное использование художественного складывания из бумаги в религиозных целях в Японии связано с Каташиро. Это фигурки человека, вырезанные из сложенной бумаги.
Зачатки оригами можно найти и в Гохей. Это палочка, отделанная узкими бумажными или полотняными лентами, которые особым образом вырезаны и сложены. Гохей используется священнослужителями в храмах Синто при проведении обрядов, первые упоминания о них появились в литературе 1300 лет назад.
Искусство складывания как форма развлечений в период Хейян не практиковалась, так как бумага была дефицитом и очень ценилась.
К периоду Муромачи сложилась традиционная форма оригами, имеющая в своей основе квадратный лист бумаги и базовые формы с определенным количеством остроконечных сегментов.
Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников.
Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков "оригамную азбуку", международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный "язык" оригами, который очень легко выучить.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ
Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы.

Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать:

  • Треугольник;
  • Книжка;
  • Дверь;
  • Воздушный змей;
  • Рыба;
  • Дом;
  • Катамаран;
  • Блинчик;
  • Водяная бочка;
  • Квадрат;
  • Птица;
  • Лягушка.

На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала.
Увлечение оригами помогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением.
Для выполнения изделий нужно иметь лист бумаги соответствующего формата. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15х15, 20х20,12х18, 15х30, 20х30.
Квадрат в древнем Китае был символом Земли, Земля составляла единое целое.
В знаменитом афоризме Лао-Цзы как бы объединяя квадрат и круг, провозгласив: "У великого квадрата нет же и углов".
Квадрат считается отражением Космоса основой Вселенной, единого, символом пустоты в буддизме.
Существует три потока создания фигурок способом оригами:
1 поток это модели сложенные в традиционной манере из квадрата, без единого надреза.
2 поток - сложенные из правильного треугольника, половины того же квадрата.
3 поток - составления модулей из 2 - 3 и более модулей.
Отрабатывая технику складывания элементов изделий, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически острыми и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. Когда основные моменты отработаны, можно переходить к выполнению сложных фигурок или орнамента. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.
Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.
Дети овладевают навыками и культурой труда. При работе с бумагой надо стараться соединить игру, труд и обучение, обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.
Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
Есть определённая точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать его как искусство возможно, только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделие, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов.
Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.
Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции "Волна мира" в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.
Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм.
Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989 году в Токийском районе Бункё собраны невероятные бумажные экспонаты, поражает восточный дракон, сложенный из прямоугольного листа в 120 сантиметров, высота фигурки составляет 25 сантиметров.
В 1999 году директор дома оригами Макато Ямагути основал общество оригами в Японии, ассоциация в Токио "Ниппон-оригами" входит более 10 тысяч членов из 30 стран, в том числе из России.
Для чего нужно оригами?
В каждой стране на него находится свой ответ.
С Японией все ясно, для Японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни.
В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, продемонстрировать свою новую работу и научится складывать чужую.
В Америке все поставлено с американским размахом, толстые сводные томы, тысячи участников со всех сторон.
Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками пошли своим путем. Они используют оригами как чисто прикладное искусство.
В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики.
Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, но откуда это умение возьмется потом, когда подрастешь?
Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок - "Я сам"
Все ему хочется сделать самому.
Назад

Консультация для руководителей изостудий "Значение оригами для развития ребенка дошкольного возраста"

"Ручной труд является огромным
фактором умственного
развития ребенка"
Блонский

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников.
Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Для изготовления поделок не понадобятся трудоемкие действия, дорогие или труднодоступные материалы. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам.
Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы и клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать и приклеить или дорисовать какую-нибудь мелкую деталь. Основные части игрушки изготавливаются методом сгибания бумаги.
Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних.
Почему это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие?
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
В нашем детском саду кружок "Оригами" Галина Викторовна Морозова организовала в 2002-2003 учебном году. Дети, которые посещают этот кружок, имеют особые педагогические потребности: это дети с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Для них значимость искусства оригами, о которой я говорила выше, особенно важна.
Детям очень нравится заниматься в кружке, они с нетерпением ждут очередного занятия, чтобы, попав в сказку, сотворить чудо своими руками. Их старания всегда не напрасны: поделки детей украшают группу, изостудию или фойе детского сада или отправляются на конкурсы. Работы детей неоднократно принимали участие и становились победителями в городских, республиканских и федеральных конкурсах детского творчества: "Зимняя фантазия", "Рождество Христово", "Воскресение Христово"; ежегодные конкурсы, организованные заповедником "Большая Кокшага", национальным парком "Марий Чодра" и международной акции "Помоги своим друзьям", о чем говорят многочисленные награды: дипломы, грамоты и подарки.
Назад

     Web-оформление: Сергеева Е.В. (МДОУ №25 г. Волжска)

 

Сайт создан в системе uCoz