Предварительная
работа: чтение сказки, дидактическая игра "Учусь-играя"
Методические приёмы: объяснения, показ, рассказывание сказки.
Тема: повторение
Цель:
1) закреплять знания числового ряда, чисел последующего и предыдущего,
знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа,
выполнять практическое измерение длины с помощью мерки;
2) развивать мыслительные операции, внимание, память, интерес к предмету.
Материалы к занятию:
1) демонстрационный прямоугольный или квадратный лист с нарисованным
на нем геометрическими фигурами в центре и углах, цифры, изображение
на камнях;
2) раздаточный лист с изображением на нем точками с числами от 1 до
10, полоска для измерения и мерка.
Ход занятия:
I. Воспитатель рассказывает детям сказку:
- Жил-был царь. И была у него дочка-красавица. Вот уехал как-то царь
по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять,
а тут ветер налетал, подхватил царевну, и унес в тридевятое царство,
в тридесятое государство. Поехал ее искать жених- Иван-царевич. Едет
день, едет два. Подъезжает к избушке на курьях ножках. Там Баба Яга
живет. Рассказал Иван-царевич про свою беду. Баба Яга помочь обещала:
"Есть,- говорит, - у меня волшебное блюдечко. Покатаешь по нему
яблочко, на секунду покажется то, что надо. Смотри! Сейчас увидишь
карту секретную. Сможешь ее запомнить - найдешь свою царевну".
Воспитатель на некоторое время (до 10 секунд) показывает карту.
Дети должны по памяти выложить то же самое на своих листах, а затем
рассказать что и где расположено:
- В левом верхнем углу 2 зеленых квадрата, в центре - желтый овал
и т.д.
Карту запомнили, можно ехать дальше. Сели на коней и поскакали.
II. Приехали к замку. Вход в него завален камнями. На фланелеграфе
изображение камней с числами от 1 до 10. На каждом камне записано
по одному числу.
Чтобы войти в замок, камни надо разобрать. Даются задания:
Возьмите камень с числом, которое идет после числа 5. Теперь - с числом,
предшествующим числу 4 (или стоящим перед числом 4). Следующий - камень
с числом, стоящим между 7 и 9 и т.д.
III. Вошли в замок. Идет тихо, на цыпочках, чтобы не заметили стражники.
На нашем пути - высокие ступеньки, ноги надо поднимать выше. Потолок
все ниже, надо нагнуться. А тут и вовсе ползти НАТО!
IV. Но вот стало просторнее, встаем, оглядываемся вокруг. Заблудились
и зашли в лабиринт. Чтобы из него выйти, надо разгадать волшебную
запись, состоящую из цифр.
Воспитатель раздает детям для измерения полоски и мерки. Полоски все
одинаковой длины, а мерки- разной. Мерки подобраны так, что уменьшают
в полоске целое число раз. Каждый ребенок должен измерить полоску
своей меркой и выставить на доске полученное число. Затем числа располагаются
в порядке возрастания, например:
2, 2, 3, 4, 5, 6, 6
(число цифр равно числу детей).
Проговариваются вопросы:
- Почему все полоски одинаковой длины, а результаты измерения получились
разные? (Разные мерки.)
- Когда результат измерения больше? (Когда мерка меньше).
- Когда результат измерения меньше? (Когда мерка больше).
Итак, волшебную запись разгадали, и из лабиринта выбрались.
V. Подходим, наконец, к двери, за которой спрятана царевна. Дверь
на замке. Открыть ее сможем, если найдем ключ. Для этого надо правильно
соединить точки.
У каждого ребенка лист бумаги в клетку, на котором поставлены точки
с числами. Соединив точки, получим ключ. Этим ключом откроем дверь
и освободим царевну.