Программное
содержание:
1. Повышать интерес к занятиям оригами.
2. Учить делать игрушки, складывая квадрат в разных направлениях.
3. Развивать творчество, фантазию, воспитывать любовь к Родине, деревне
и ее обитателям.
4. Учить создавать коллективную картину, объединяя части общей композиции.
Материал:
Листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры,
гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы, клей, русские народные
мелодии.
Предварительная
работа:
Рассматривание иллюстраций и беседы о домашних животных.
Прочитать книгу Т.А. Шорыгина "Домашние животные. Какие они?"
Наблюдение за повадками животных в быту, рассказы о любимых животных.
Дидактические игры: "Кто как кричит?" - круглое поле, разделено
на сектора, в каждом секторе нарисованы по одному домашнему животному.
В середине расположена стрелка, дети по очереди раскручивают стрелку,
на какого животного стрелка укажет, например поросенка - громко хрюкайте,
на корову - мычите, на кошку - мяукайте и так далее. Кто первый правильно
закричал тому и записывается очко. У кого больше всех очков тот выиграл.
"Кто что делает?" - отвечать полным ответом.
Кролик - грызет морковь, шевелит ушами, прыгает ловко.
Лошадь - бьет копытом, жуёт овес, траву, перевозит грузы, ржет.
Корова - дает молоко, мычит, жуёт траву.
Кошка - лакает молоко, мяукает, ловит мышей, умывается.
Собака - сторожит дом, лает, виляет хвостом, грызет кость.
Свинья - роет землю, ест желуди, хрюкает.
Курица - кудахчет, несет яйца.
"Игра в слова" - хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее
собаке, кошке, лошади, свинье…
"Голоса домашних животных" - вставить подходящее звукоподражание:
Кто похлебку съел мою? - Свинка хрюкает: (Хрю - хрю)
"Четвертый лишний" - выделите лишнее слово, объясните свой
выбор:
-корова, коза, утка, овца;
-свинья, лось, лошадь, собака;
-котенок, щенок, жеребенок, корова;
-лошадь, корова, коза, кошка (кошка - питается животной пищей, а не
травой).
Изготовление поделок в стиле оригами. Разучивание стихов, отгадывание
загадок.
Словарь:
Щенок - лает, жеребенок, грива, мурлыкает, котенок пестрый, коготки,
поросенок - хрюкает, блеет, козленок.
Ход занятия:
Педагог читает стихотворение В.Берестова "Веселое лето":
Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло.
Кружат пчелы, вьются птицы, а Маринка веселится.
Увидала петуха! - Вот так чудо! Ха - ха - ха!
Удивительный петух: сверху перья, снизу пух!
Увидала поросенка. Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит, на всю улицу визжит?
А барбос, рыжий пес, рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом, а за собственным хвостом.
Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло!
- Ребята, какое
время года описано в стихотворении?
- Каких животных увидела девочка?
- Какие еще животные и птицы могут жить рядом с человеком?
- Ребята, где можно сразу увидеть всех домашних животных? (ответы
детей)
Правильно всех этих животных мы можем увидеть в деревне.
- А кто летом ездил в деревню к бабушке и дедушке?
- Ребята хотите побывать в деревне?
Я предлагаю вам необычное путешествие в деревню, мы смастерим домашних
животных и объединим их в большую общую картину - панно "Лето
в деревне".
Педагог: Подумайте? Какого животного вы хотите смастерить, выберите
себе бумагу соответствующего цвета, пооперационные карты и приступайте
к работе.
Педагог с двумя детьми рисует фон картины, поляну, дом, деревья, солнышко,
небо.
Когда поделки готовы, проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
"Прогулка по лугу"
Дети на лугу гуляли - дети ходят по комнате
Любовались, наблюдали - поворачиваются вправо, влево.
Вверх на солнышко смотрели, нас лучи его согрели - смотрят вверх круговые
движения руками
Вокруг бабочки летали, дружно крыльями махали - плавные взмахи руками
Поглядим на них немножко и похлопаем в ладошки - по тексту
Раз присели, два присели и на место тихо сели - по тексту (во время
игры звучит задорная русская мелодия).
Дети раскрашивают готовые поделки, и постепенно начинаем объединять
их в единую композицию, приклеиваем работы, готовую картину ставим
на доску для коллективного просмотра.
Ребята полюбуйтесь нашей картиной, каждый из вас сделал по одной работе,
объединив наши усилия, мы создали большую красивую картину!
Прямо как в пословице: "С миру по нитке - голому рубаха".
Мы украсим картиной группу, и будем вспоминать прекрасное лето, проведенное
в деревне.
"Терем-теремок"
Программное содержание:
1. Развивать
способность детей создавать иллюстрации к сказке.
2. Закрепить умение мастерить поделки, используя пооперационные карты.
3. Привлечь детей к детской продуктивной и игровой деятельности.
4. Учить рисовать и оформлять работами оригами эпизод сказки "Теремок",
объединяя в общую коллективную работу.
Материал:
Листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры,
гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы, клей.
Предварительная
работа:
Чтение
сказки "Теремок", и книгу М.Михайлова "Лесные хоромы",
беседы о сюжете, героях сказки, об их внешнем виде, характере, сопоставление
двух сказок.
Театрализованная инсценировка сказки по ролям, игры детей с персонажами
сказки (игрушки би - ба - бо).
Обучение детей на занятиях по физическому воспитанию подражательным
движениям.
Рисование, лепка сюжетов из сказки, создание объемного теремка.
Просмотр диафильма и мультипликационного фильма по сказке.
Дидактическая игра: "Добрые и злые герои" - учить классифицировать
сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные
и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновывать свой выбор
- картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными
чертами характера.
"Найди двух героев одной сказки".
Словарь:
Действующие
лица, теремок, иллюстрации, сказочные персонажи.
Ход занятия:
Дети заходят
в изостудию, на столе лежит большой конверт с надписью:
Детский сад № 25 "ТЕРЕМОК", Ребятам подготовительной группы
№ 3.
Педагог: Ребята посмотрите, нам пришло письмо, кто это нам его прислал?
В письме картинка - теремок все звери и корова, и написано задание,
отгадать:
"Что перепутал художник?"
- Эпизод, какой сказки нарисовал художник?
- Ребята, что перепутал художник на этой картине?
Правильно художник нарисовал корову, а коровы в этой сказке нет.
- Ребята вы любите слушать сказки?
- А рассматривать картинки в книжках?
- Кто рисует картинки в книжках и зачем они нужны?
Рисунки в книгах рисуют художники иллюстраторы, они это делают для
вас дорогие ребята, чтобы вы могли рассматривать иллюстрации, лучше
могли представить сюжет сказки.
- Ребята как называется наш детский сад? Правильно "ТЕРЕМОК"
- Какие звери живут в русской народной сказке "Теремок"?
Педагог: Наша сказка впереди, скажем сказке, заходи!
Я предлагаю вам создать свою книгу сказок "Теремок", мы
сделаем героев этой замечательной сказки способом оригами, нарисуем
обложку, фон.
Выберите себе эпизод и одного из героя сказки, которого вы хотите
складывать, подберите бумагу, подходящую по цвету, пооперационную
карту и преступайте к работе.
Физкультминутка:
"ТЕРЕМОК"
Стоит в
поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, мышка бежит…
- дети идут мелким шагом на носочках.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, лягушка
бежит…
-дети прыгают по группе, руки на верху, пальцы растопырены.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, петушок
спешит…
- дети разбегаются врассыпную, как петушки, высоко поднимая колени,
руками похлопывая себя по бедрам.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, зайка
бежит…
- дети прыгают на обеих ногах с продвижением вперед.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, лисичка
бежит…
- дети на носочках изображают походку лисы.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, волк
бежит…
- дети идут широким шагом, как волк.
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, мишка
спешит…
- дети шагают вперевалочку.
Так они стали дружно жить-поживать, и добра наживать.
Педагог рисует
обложку для книги, помогает детям советом.
Когда все странички готовы, собираем книгу, каждый ребенок рассказывает
свой эпизод сказки, вставляем рисунки в файлы.
Ребята, хотите подарить эту книгу малышам? Я думаю, малыши обрадуются
нашему подарку.
Дети с педагогом идут дарить книгу малышам.
"Утка
с утятами на озере"
Программное содержание:
1. Учить
складывать объемную игрушку способом оригами.
2. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой.
3. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями,
подходящими к основной теме, фантазировать, проявлять творчество.
Материал:
Квадраты бумаги коричневого, серого, желтого, оранжевого, черного
цвета разной величины; полоски бумаги зеленого, голубого, синего цвета;
обрезки цветной бумаги; ножницы, клей, кисти, лист картона тонированного
в голубой цвет.
Предварительная
работа:
Чтение
сказки "Серая шейка", сказку Г.Х. Андерсена "Гадкий
утенок".
Беседы про уток, гусей, рассматривание иллюстраций и фотографий.
Экскурсия в экологический музей.
Просмотр мультипликационного фильма.
Участие в экологической акции: "Птицы наших рек и озер".
Подвижная игра "Птица и птенчики".
Словарь:
Утята,
пушистые, маленькие, желтые комочки.
Ход занятия:
Педагог
читает стихотворение "Веснянка" - перевод с украинского
А уж ясно солнышко припекло, припекло
И по всюду золото разлило, разлило.
Ручейки на улице все журчат, все журчат.
Журавли курлыкают и домой летят.
- Какое наступило время года? - Какой месяц? Правильно, Апрель.
- Какая стоит погода весной?
Стало очень тепло, лед на прудах и реках растаял, птицы возвратились
с юга домой. Весной птицы выводят птенцов.
-Как называются птенцы утки? - утята.
Утки выводят маленьких утят на озеро.
Педагог достает силуэтные игрушки и начинает рассказ.
Идет утка и крякает: "Кря-кря, кря-кря?".
Увидела её Гусыня и спрашивает: "Га-га-га. Что ты так спешишь?
Что случилось?"
"Не знаю куда убежали мои утята - отвечает Кряква, - кря-кря.
Ты их не видела, Гусыня?"
"Га-га-га. Может, и видела, - отвечает Гусыня. - А какие они
у тебя?"
"Маленькие желтые комочки", объясняет Кряква.
"И мои маленькие и желтые. Это мои детки, а не твои!"
"Но у моих утят маленький клюв и не большие лапки", пытается
убедить её Кряква.
"И у моих гусят маленький клюв и лапки. Нет, это мои детки",
упрямится Гусыня.
Дети поможем спору расскажем, чем же не похожи гусята на утят. Утка
боится, как бы Гусыня не забрала её деток. Видите, как она опечалилась
(ответы
детей).
- Ребята, поможем маме утке отыскать её утят?
Сделаем красивое озеро из цветной бумаги и поселим здесь утиное семейство.
Педагог кладет лист картона голубого цвета на середину стола: "Это
будущее озеро. Пока оно еще не похоже на настоящее.
- Чего здесь не хватает? (травы, островков, камышей, берегов).
- Для чего нужна уткам трава? (в траве они прячут свои гнезда, чтобы
не было видно птенцов).
Дети делятся, на подгруппы одни приступают к украшению озера, другие
складывают уток способом оригами.
Рассматриваем образец утки из бумаги, и начинаем складывать утку.
Каждый последующий этап работы демонстрируется только после того,
как все дети выполнили предыдущий.
Физкультминутка:
"ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ" (один куплет)
И утята,
и гусята, и веселые ребята, в круг смелее выходите и свой танец покажите.
На мгновенье надо детство сохранить,
мы теперь утята и так прекрасно на свете жить.
На танцующих утят быть похожими хотят,
быть похожими хотят кря-кря-кря-кря.
Повторяйте все за мной все фигуры до одной,
все фигуры до одной кря-кря-кря-кря.
Лучше танца в мире нет, краше танца в мире нет,
краше танца в мире нет, кря-кря-кря-кря.
Даже старый бегемот, неуклюжий бегемот,
вот танцует, вот поет кря-кря-кря-кря.
Птица готова,
наклеиваем глаза, рисуем оперение.
Педагог подсказывает детям, что оперение утки очень простое, чтобы
не привлекать внимание хищников, когда она высиживает птенцов. Селезень
окрашен ярко и нарядно.
Педагог помогает детям выполнять композицию, приклеивать траву вдоль
берегов озера, сделать небольшие островки. Детям, выполнившим основное
задание, педагог поручает более сложную работу: сделать так чтобы
в озере отражалось солнце, облака. Объясняет и показывает, что получится,
если бумагу не отрезать, а обрывать. По мере изготовления детали наклеиваются
на панно.
Когда пруд готов, воспитатель с детьми рассаживает уток с утятами
на островках и пускает их поплавать по воде.
Педагог предлагает придумать забавные истории о том, что увидели утята
на озере.
Может быть, они удивились ярким лилиям, или испугались усатого жука.
Спрашиваю у детей: "Почему твоей уточке захотелось на островок?
Наверное, нравится густая трава? И утята здесь будут в безопасности".
Оцениваю аккуратность выполнения работы, проявленное при оформлении
творчество.
Посмотрите, какой необычный островок сделал Саша. Трава высокая и
низкая, с крупными узорчатыми листьями. А рядом с островком красивая
лилия цветет.
Молодцы ребята. Сколько уток плавает на нашем озере.
Дети решают, в каком месте природного уголка расположить пруд.
"Умелые
ручки"
Программное содержание:
1. Воспитывать
у детей эстетическое отношение к результатам своей деятельности и
устойчивый интерес к ручному труду.
2. Самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно
выполнять все этапы работы.
3. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя
пооперационные карты.
4. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать
аккуратность.
Материал:
Подносы
с цветной бумагой, клеем, ножницами, кисточки. Заготовки фольги, трафарет,
картон, стержни, квадраты цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся
пленка. Фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты
Предварительная
работа:
Выполнение
поделок разными техниками.
Рассматривание изделий народных мастеров и народных промыслов.
Посещение краеведческого музея.
Словарь:
Плетение, чеканка, процарапывание, мозаика, оригами.
Ход занятия:
Педагог: Ребята проходите, не стесняйтесь, на стульчики располагайтесь,
приготовьтесь меня слушать.
- Стук в дверь. Заходят крокодил Гена и Чебурашка.
- Приветик, детишки девчонки и мальчишки. У вас нет старухи Шапокляк?
Как хорошо. Можно мы у вас побудем, поучимся чему-нибудь.
- Пожалуйста, садитесь.
Звучит музыка, заходит старуха Шапокляк, поет песню: Кто людям помогает,
тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя.
- Вы думаете, скрылись от меня, а я здесь, да еще не одна, с Лариской.
Педагог: Шапокляк, давайте договоримся: не мешать, у нас серьезное
мероприятие,
Игра "Поле чудес". На табло зашифровано слово, надо отгадать.
Если ты хочешь нам помочь то, пожалуйста, а если нет…
Гена с Чебурашкой, тоже нам помогают. Гена будет указывать своим носом
на буквы, а Чебурашка открывать угаданные буквы.
- Гена, становись на круг, вокруг встанут ребята.
Каждая буква - это начало имени или фамилии ребенка.
Раскручиваю круг, на какую букву укажет нос Гены - тот ребенок открывает
свою букву.
За каждую угаданную букву - приз задание.
Шапокляк: А можно я тоже буду помогать, я буду вручать призы.
На мольберте - буквы, развернуты изнаночной стороной "УМЕЛЫЕ
РУЧКИ".
Дети отгадывают буквы, тому, кто угадал, Шапокляк вручает призы, но
старается навредничать. Из кармана достает конверт, но другого цвета,
вручает ребенку. Или говорит: Я знаю, какое здесь задание - крокодилу
Гене съесть Колю.
Когда слова отгадали.
Педагог: Ребята посмотрим, что же это за призы-задания.
- Дети по очереди открывают каждый свой конверт.
- Нравятся вам призы? - Да. А я, как ведущая игры, хочу, чтобы вы
рассказали, как выполняются эти работы. Не зря мы угадали задание
- слова "УМЕЛЫЕ РУЧКИ", сейчас постараемся доказать, что
наши ручки в самом деле умелые.
1-е задание - "Лепка". Как называется этот вид работы? -
лепка. Ребенок вкратце рассказывает о каждом виде работ.
На рисунок помещаем стекло и начинаем выкладывать пластилин того цвета,
какой цвет на рисунке, стекой убираем лишний пластилин. Слой пластилина
должен быть таким, чтобы только покрывал стекло.
2-е задание - "Чеканка". Загибаем острые уголки у фольги,
обводим трафарет, отчеканиваем по контуру, и начинаем от края к центру
чеканить стержнем - простукивать, стараться, как можно чаще делать
удары, тогда наш рисунок будет выпуклым, весь воздух от края перемещается
в середину.
3-е задание - "Плетение". Сложить лист бумаги пополам, ножницами
разрезаем лист от середины к краю до линии, нарезаем полоски двух
цветов, и начинаем переплетать полосками, чередуя в шахматном порядке.
4-е задание - "Мозаика". Обводим карандашом трафарет, смазываем
клеем небольшой участок и начинаем выкладывать нарезанные кусочки
цветной бумаги, стараться класть как можно ближе друг к другу.
5-е задание "Процарапывание". Покрываем картон черной гуашью
несколько слоев, даем хорошо просохнуть. Обводим трафарет, с помощью
иглы начинаем процарапывать до тех пор, пока не появится белый цвет.
Стараться не процарапать насквозь.
6-е задание "Аппликация на ткани". На бумаге обводим трафарет,
вырезаем, смазываем клеем и приклеиваем к ткани. Вырезаем ткань по
краю бумажных фигур, и приклеиваем к основе, составляем композицию.
Так каждую деталь.
7-е задание "Оригами". Берём квадратный лист бумаги и складываем
в разных направлениях по схеме.
- Молодцы, вспомнили, как выполняются работы.
Чебурашка: Ребята, вы так много всего знаете.
Крокодил Гена: Скажите, пожалуйста, где всегда много веселья, смеха,
шума, музыки. Каждый выставляет свой товар, продает, покупает? Конечно
же, на ярмарке.
Устроим у нас сегодня ярмарку? Выполним хорошо и красиво разные работы,
чтобы они всем понравились, чтоб их все раскупили.
Педагог: Согласны ребята, хотите устроить ярмарку? Тогда приступайте
к работе, у кого будут затруднения - тихонько меня позовите. Я, сложа
руки, сидеть не буду, буду с вами, трудится, выставлять свой товар.
Дети садятся за столы и выполняют любую работу, звучит песня "Золотая
ярмарка".
- Когда работы завершены, заходит старуха Шапокляк в русском сарафане
и кокошнике.
- Народ собирается, ярмарка открывается!
- Ребята малые резвятся, петуха со шпорами боятся.
- Трух-трух, трух, трух, трух, ходит по двору петух.
- Сам со шпорами, хвост с узорами.
- Под окном стоит, на весь двор кричит, кто услышит тот бежит.
- У меня есть угощенье знатное: прянички - коврижки медовые, конфетки
- петушки леденцовые.
Ох, и работы у вас красивые, просто загляденье. Ну что, давайте торговаться:
вы мне свой товар, а я вам свой. Собирает детские работы, угощает
детей петушками.
"Где
обедал воробей"
Программное содержание:
1. Воспитывать любовь к животным.
2. Учить делать новые игрушки по уже готовой основе.
3. Закреплять навык отгибания углов.
4. Развивать ловкость движения пальцев.
Материал:
Квадраты бумаги коричневого, серого, желтого, оранжевого, черного
цвета разной величины;
клеящий карандаш, листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся
пленка, фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы.
Макет зоопарка, с клетками для животных.
Предварительная
работа:
Прочитать рассказы о животных.
Рассмотреть иллюстрации художника Е. Чарушина.
Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина "Воробей".
Чтение произведений С.Я. Маршака "Где обедал Воробей", "Детки
в клетке".
Разучивание стихов и загадок о животных, придумывание своих загадок
о животных.
Рисование и лепка животных, в разных ситуациях.
Дидактическая игра: "Собери животного", "Пазлы".
Словарь:
Дикие животные, зоопарк, зоосад, вольеры, клетки, хищники.
Ход занятия:
Дети заходят в изостудию, за дверью раздается чириканье: чик-чирик,
чик-чирик.
Педагог: Ребята угадайте, кто к нам прилетел?
Загадывает загадку: Чик-чирик к зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто
это? …..Воробей. Педагог заносит птичку Воробья и говорит за него.
Воробей: Правильно это я воробей, вот пролетал мимо и решил заглянуть
к вам на огонек.
Педагог: Расскажи нам, пожалуйста, что интересного ты увидел?
Воробей: Хотите узнать, где я был? Тогда отгадайте загадку:
Этот город для зверят, сотни клеток в нем стоят.
Живут рядом лев и кошка, лиса, заяц, енот крошка,
Обезьяна, попугай, что за город - отгадай. Зоопарк.
Правильно, летал я ребята в зоопарк. Пообедал я сперва за решеткою
у льва, а зубастый крокодил чуть меня не проглотил. Вот еле вырвался
да к вам прилетел.
Педагог: Ребята, мне кажется, что я эту историю уже слышала!
- Какую книгу мы с вами читали про зоопарк?
- Конечно стихотворение Самуила Яковлевича Маршака "Где обедал
Воробей".
- Ребята, кто ходил в зоопарк?
- Каких животных вы видели в зоопарке?
- Дети, хотите, чтобы у нас в группе был свой удивительный зоопарк?
И звери там будут ласковыми, добрыми и нашего гостя мы поселим в нашем
зоопарке.
-Посмотрите, что я приготовила: красивые вольеры, загоны, написала
вывеску "ЗООПАРК",
- Кого не хватает в нашем зоопарке? - ответы детей
Животных вы сделайте сами из бумаги способом оригами, и они будут
жить в нашем зоопарке.
Подумайте, кто какого животного хочет сделать, подберите бумагу, пооперационные
карты и приступайте к работе.
Во время работы помогаю детям советам, поощряю, подсказываю.
Физкультминутка:
"У ВСЕХ СВОЯ ЗАРЯДКА"
Педагог: Вам лениться не годится! Помните, ребята!
Даже звери, даже птицы делают зарядку.
- Раз - присядка, два - прыжок, и опять присядка,
- А потом опять прыжок - Заячья зарядка. Покажите как?
- Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет
- И взлетает без оглядки - это Птичкина зарядка. Так сумеете?
- А Волчата, как проснутся, обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут.
Как?
- А Тигрята спинки выгнут и неслышно с места прыгнут,
- Перед тем как прогуляться, начинают умываться. Как?
- Ну, а Мишка косолапый широко разводит лапы: то одну, то обе вместе,
- А когда зарядки мало, начинаем все сначала.
Когда работы завершены, дети постепенно размещают свои поделки в вольерах,
предлагаю вспомнить или придумать загадку, стихотворение или рассказ
о своем животном.
Мини зоопарк размещаем в уголке природы.
Воробей: Молодцы ребята, мне нравится ваш зоопарк, я с удовольствием
буду в нем жить.
"Друзья
для жеребенка"
Программное содержание:
1. Учить
делать новую игрушку способом оригами.
2. Воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.
3. Развивать воображение, восприятие, самостоятельность.
Материал:
Квадраты коричневого, серого, белого, черного цвета разной величины;
клеящий карандаш, листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся
пленка, фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы.
Игрушка Жеребенок, поле для табуна.
Предварительная
работа:
Цикл познавательных
занятий о лошади.
Рассматривание иллюстраций с домашними животными.
Наблюдение за домашними животными в домашнем подворье.
Игры с игрушкой Жеребенок в группе.
Подвижные игры: "Пастух и кони", "Гоп-гоп".
Словарь:
Жеребенок,
домашнее животное, ржет, жует овес, перевозит грузы, табун.
Ход занятия:
Дети приходят
в изостудию и встречают жеребенка.
Педагог: Посмотрите, ребята, здесь наш друг Жеребенок. Здравствуй,
Жеребенок.
Жеребенок: (печально) Здравствуйте.
Педагог: Что случилось, Жеребенок?
Жеребенок: Случилось. Известно ли вам, что у каждого жеребенка должен
быть друг и не один?
Педагог: Действительно, все лошади в возрасте 1 - 3 лет находят, себе
в табуне друзей они дружат втроем, вчетвером. Лошади-друзья всё время
стараются находиться рядом, а при расставании беспокоятся, перекликаются,
ищут друг друга.
Жеребенок: Вот-вот у всех жеребят и лошадей обязательно есть друзья.
А мне уже целый год исполнился, а ни одного друга рядом нет. Обидно
(отворачивается).
Педагог: Ребята, что делать? Как помочь нашему жеребенку? - ответы
детей
Педагог по обстоятельствам: либо сам дает ответ, либо обобщает ответы
детей.
Чтобы Жеребенку не было так одиноко и грустно, надо сделать ему друзей
жеребят.
Они все подружатся, и Жеребенок снова будет весёлый и счастливый.
Присаживайтесь на диванчик, рассмотрим внимательно жеребенка и обсудим
последовательность складывания фигурки лошади.
Педагог: Посмотрите внимательно на нашего Жеребенка.
- Назовите самую крупную часть? - самая крупная часть это тело.
- Какой формы тело Жеребенка? - тело овальное.
- У жеребёнка шея длинная или короткая? - шея длинная.
- Какая у жеребенка морда? - морда вытянутая.
- Посмотрите на ноги, - какие они - ноги длинные, заканчиваются черными
копытами.
- Какая у жеребенка грива? - грива длинная, густая.
- Какой у жеребенка хвост? - хвост длинный, густой.
- Посмотрите, какие мелкие детали мы не отметили? - у жеребенка стоячие
уши, круглые черные глаза, чёлка.
Педагог: Ребята посмотрите, как я буду складывать фигурку лошади.
После показа проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
"ЖЕРЕБЯТА"
На минутку
все ребята превратились в жеребят.
Для начала потянулись, потянулись, улыбнулись.
Вправо, влево повернулись.
Потрясли все кони гривой, хвостиком махнем игриво.
И копытами забили: раз и два, и три, четыре.
Отдохнули, поиграли? Вы несколько не устали?
Замечательно, все сели на меня все посмотрели.
Педагог: Ребята
возьмите квадрат такого цвета, какого цвета будет ваш жеребенок, и
приступаем к работе.
Работы выполняются поэтапно, педагог показывает одну операцию, дети
выполняют, только затем показывается следующая операция.
После окончания работы педагог предлагает детям принести и поставить
своих жеребят на поле для табуна.
Проводится рассматривание и анализ.
Педагог: Ребята, у кого готовы жеребята, несите их к Жеребенку.
У нас тут целый табун получится. Посмотрите, какие разные у нас получились
жеребята.
- Чей жеребенок самый большой?
- Чей самый маленький?
- А у кого жеребенок сильный? Самый быстрый?
Педагог: Ребята вы так старались, думаю, Жеребенку понравились друзья-жеребята?
Жеребенок: Очень понравились. Ребята, большое вам спасибо, теперь
у меня много друзей и я не буду скучать.
Педагог: Жеребенок, оставайтесь со своими друзьями у нас в гостях,
мы будем с вами играть, ухаживать.
Жеребенок: С большим удовольствием.
По желанию дети играют с игрушками в сюжетно-ролевую или подвижную
игру.
"Красная
книга природы"
Программное содержание:
1. Учить детей рисовать разные породы деревьев, передавая в рисунке
характерные признаки (форму, строение, цвет), располагать их на широкой
полосе земли на разном расстоянии.
2. Закрепить умение использовать в работе различные изобразительные
материалы для рисования (краски, цветные карандаши, восковые мелки).
3. Продолжать работу с квадратом, закрепить приёмы складывания, развивать
мелкую моторику рук, фантазию, воображение.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, заботу к птицам,
дать представление, что в природе всё взаимосвязано, и мы несём ответственность
за окружающий мир.
Материал:
Красная книга Марий Эл и России, иллюстрации птиц и деревьев, пооперационные
карты оригами, цветная бумага квадратной формы 10х10, 15х15, тонированная
бумага для рисования формат А-4, гуашь, кисти, восковые мелки, цветные
карандаши, папка красного цвета с файлами, музыка голоса птиц.
Предварительная
работа:
Беседа с детьми об охране природы.
Посещение экологического музея.
Рассматривание иллюстраций редких видов животных и птиц.
Знакомство с Красной книгой природы.
Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Загадывание и отгадывание загадок.
Чтение книг Ю.Дмитриева "О природе для больших и маленьких",
В.Герасимова "Животный мир нашей Родины",
Е.Седлецкой "Экологический Букварь".
Складывание поделок способом оригами.
Экологическая дидактическая игра "Узнай дерево по кроне".
Словарь:
Красная книга, охраняются, заказник, заповедник, национальные парки,
животные, оберегать.
Ход занятия:
Педагог
читает стихотворение
Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей
В увеселительных походах, не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века, ты оценить её спеши
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна
И помни истину простую нас много, а она одна. /В.Шернер/
Педагог: Много на земле разных животных, птиц и растений. Есть такие
которых, мы видим каждый день в нашем доме, в лесу, в поле. Есть и
такие, которых можно увидеть в зоопарке.
Но есть и такие, которых осталось очень мало. И поэтому их надо беречь
и охранять.
Их так и называют редкие. Не случайно как предостережение всем нам,
живущим на планете Земля, создана Красная Книга Природы (педагог показывает
Красную книгу Марий Эл и России).
В русском языке красным всегда называли что-то красивое
Красна-девица, Красно-Солнышко, но в данном случае такое название
книги - это символ тревоги, беспокойства людей о тех видах животных,
растений и птиц, которые находятся под угрозой исчезновения.
Беседа с детьми.
1. Что мы делаем для охраны природы?
-не мусорим, не ломаем деревья, сажаем цветы, ухаживаем за растениями,
кормим зимой птиц, развешиваем кормушки.
2. Назовите птиц нашего Края?
-сорока, ворона, дятел, сова, синица, воробей….
3. Какие пословицы и поговорки вы знаете о природе?
-Много леса не губи, мало леса береги, нет леса, посади.
-Растение - земли украшение.
-Охранять природу - значит охранять Родину.
-Дерево дорого плодами, а человек делами.
-Человек трудится, земля не ленится.
-Что посеешь, то и пожнёшь.
Ребёнок читает стихотворение:
На аромат марийской земляники,
Полночный филин ухает из тьмы
Неужто внуки, лишь по красной книге
Узнают, как богаты были мы?
Педагог: Что в нашей Республике делается для защиты окружающей среды?
-Создаются заповедники, национальные парки, заказники.
Педагог читает пословицу:
-Если вам по душе красота земная, береги её устали не зная.
-Ребята я предлагаю вам создать свою Красную книгу, согласны? (ответы
детей).
Мы нарисуем красивый лес и поселим в нём разных птиц сделанных способом
оригами.
-Чтоб занятие начать надо пальчики размять.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "Птицы":
Пой-ка, подпевай-ка! Десять птичек стайка! - пальцы обеих рук сжаты
в кулаки
Эта птичка - соловей, это птичка воробей, - услышав названия птиц
Эта птичка - совушка, сонная головушка, - дети разжимают по одному
пальцу
Эта птичка - свиристель, эта птичка коростель, - сначала правой, а
затем левой руки
Эта птичка скворушка, серенькое пёрышко, - на последние слова пальцы
Это дятел, это стриж, это развесёлый чиж, - обеих рук сжимают в кулаки.
Ну а это злой орлан, птички, птички по домам!
Дети садятся на места и приступают к рисованию, материалы выбирают
по желанию мелки, гуашь, цветные карандаши, подбирают тонированный
или чистый лист.
Когда ребята нарисуют лес, проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
"СОВУШКА-СОВА"
Дети встали
около стульчиков
-Совушка-сова, большая голова - руками делают круговые движения.
-На дереве сидит, головой вертит, во все стороны глядит - руки поднимают
вверх, пальцы раздвинуты, качают руками, поворачивают головой то вправо,
то влево.
-Вдруг она как полетит - машут сильно руками вверх, вниз.
После паузы дети выбирают бумагу для оригами и складывают по желанию
любую птицу, рисуют глаза, раскрашивают клюв и приклеивают птицу на
рисунок.
Вставляем все рисунки в красную папку, красиво подписанную "Красная
Книга детского сада № 25" и начинаем рассматривать все рисунки.
Педагог говорит: ребята я загадаю загадку, а вы мне скажите, у кого
в лесу живёт такая птица.
-Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник… (Дятел)
-Верещунья, белобока, а зовут её …(Сорока)
-День я сплю, а ночь летаю, хорошо я поступаю…(Сова)
-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар и кричат кар…(Ворона)
-Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка.. (Синица)
Замечательная у нас получилась Красная Книга.
Вы на славу потрудились и нисколько не ленились.
А за это вам, друзья. Вот подарок от меня (детям раздаются печенье-птички).
"Дикие
животные"
Программное содержание:
1. Продолжать
знакомить с творчеством Е.И. Чарушина, формировать умение внимательно
рассматривать иллюстрации.
2. Учить замечать выразительные средства в рисунках, их сходство с
настоящими животными, воспринимать доброе, нежное отношение художника
к изображенным животным.
3. Закреплять умение самостоятельно складывать фигурки, в стиле оригами
используя пооперационные карты, прививать аккуратность при закрашивании
поделки.
4. Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства
к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.
Методы и приемы:
Художественное
слово, беседа, игра-беседа с персонажем.
Игровая ситуация, частичный показ способов складывания, загадки, поощрения.
Предварительная
работа:
Чтение
произведений, рассматривание иллюстраций художника Е.И. Чарушина.
Выставка книг в книжном уголке.
Лепка животных и рисование методом тычка.
Поделки в стиле оригами.
Дидактическая игра: "Животный мир"
Материал:
Карточки с изображением представителей разных классов животного мира.
Задание:
Обыгрывание наглядного материала. Животным, изображенным на карточках,
дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты
еще о нем знаешь?
Игра "Кто больше" - подобрать слова, относящиеся к характеристике,
например медведя.
Игра "Наоборот" - ведущий показывает изображение животного
и называет, какой либо его признак. Дети находят карточку с изображением
животного с противоположным по значению признаком.
Например: медведь - лохматый, а змея - гладкая; заяц - белый, а крот
- черный.
Игра "Построй ряд" - дети выкладывают карточки в ряд по
заданному воспитателем признаку, например от самого крупного до самого
мелкого животного; от самого опасного до самого безопасного для человека.
Словарь:
Активный
- лисенок, зайчонок, волчонок, медвежонок, ежонок;
Пассивный - выставочный зал, иллюстрации, хищник, неуклюжий.
Ход занятия:
Педагог:
Ребята, сегодня я приглашаю вас в выставочный зал. На выставке вы
увидите разных симпатичных зверей малышей. Это иллюстрации замечательного
художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Вся жизнь Евгения
Ивановича была связана с миром природы, миром зверей. Когда Женя был
маленьким, как вы, он очень любил животных, любил наблюдать за ними
и рисовать их. Все детские впечатления помогли потом Чарушину в его
творчестве (педагог показывает по очереди иллюстрации).
Вот первая иллюстрация с забавным медвежонком. Затих медвежонок, ест
малину. Любуется им Чарушин и хочет передать в рисунке свое доброе
к нему отношение. Мы видим, какие мягкие ушки, неуклюжие лапы, серьезная
мордочка, густая мохнатая шерсть.
Но в некоторых зверях подмечал художник будущих хищников, не всегда
безобидных и безопасных. Что раскричался этот рыжий лисенок? Хвостик
напрягся, шерсть растопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как
задиристая елка, что рядом растет. Испугался, что мама оставила его
одного. Но все равно по острой скалистой мордочке понятно - лесной
это зверь.
Вот еще один хищник - волчонок, но пока совсем маленький, серенький
комочек, с черными озорными глазками. Пристально волчонок вглядывается
в окружающий мир. Ох, и страшный волк зверек, когти - цап, а зубы
- щелк.
Ну и славные зайчата! Этакие мохнатые шарики. Уши врозь, глаза коричневые,
большие, а лапки мягкие, будто зайчата в валенках ходят. Много животных
нарисовал художник Чарушин, но все они разные. У каждого свой характер,
поза, мимика животных, порой кажется, что они живые. Таких пушистых,
милых и немного смешных зверей умел рисовать только Чарушин, все животные
на его иллюстрациях получались добрыми и красивыми.
Вопросы к беседе с детьми:
1. Понравились вам иллюстрации, которые нарисовал художник Чарушин?
2. Кто нам книги разрисовывает и украшает?
3. Как называются картинки в книгах?
4. О чем можно вспомнить или помечтать, рассматривая иллюстрации?
5. Каких животных изобразил художник?
Педагог: Это чьи там ушки из-за елочки виднеются? Как тебя зовут?
Зайчик: за зайчика говорит педагог
Зайчик я, Степашка - говорит зайка грустно.
Педагог: Здравствуй, Степашка. Почему ты такой не веселый?
Зайка: Да где тут веселится. Мой друг Филя заболел, и врачи не разрешают
ему гулять на улице. Скучно Филе одному дома. Вот он и попросил меня
сделать ему, что нибудь приятное. А я никак не могу придумать, чем
мне его порадовать.
Педагог: Дети, вы хотите помочь Степашке?
Дети: Да, хотим.
Педагог: Степашка как хорошо, что ты к нам пришел. Мы только что рассматривали
иллюстрации, которые рисовал художник Чарушин. Он рисовал различных
животных, а мы с ребятами умеем складывать различных зверей способом
оригами. Думаю, Филе понравится наши поделки, и он обязательно поправится.
Дети, выберите себе пооперационную карту того животного, которого
вы хотите сложить, подберите бумагу подходящего цвета. Садитесь, пожалуйста,
за столы и приступайте к работе. У кого возникнут затруднения, тихонько
позовите меня, и я вам помогу.
Дети приступают к выполнению задания. Воспитатель проводит индивидуальную
работу, напоминает по мере необходимости технику складывания зверей,
проводит словарную работу. Когда дети закончат складывать зверей,
проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
"ЗАГАДКИ"
Педагог:
Ребята, немножко отдохнем, я хочу с вами поиграть. Я буду вам загадывать
загадки, а отгадку вы должны показать. Я подскажу вам - все загадки
будут про зверей, поэтому вам нужно будет изобразить того зверя, о
ком была загадка. Понятно вам задание?
1. Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь. А зовется это - …..(еж)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут ее ….. (лиса)
3. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. …..(заяц)
4. Серовато, зубова - то. По полю рыщет, телят, ягнят ищет…… (волк)
5. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна…… (медведь)
Педагог: Молодцы, все загадки отгадали и правильно показали.
Педагог: Пока вы играли, поделки ваши заскучали. И теперь акварельными
красками вы можете дорисовать своим зверушкам глазки, носики, мордочки.
Дети дорисовывают поделки, убирают рабочее место. Отдают свои поделки
Степашке.
Зайчик: Степашка просит рассказать, кого сложил ребенок, каким цветом
это животное, где живет.
Спасибо вам, ребята, очень вы меня выручили. Я навещу своего друга
Филю и отдам ваши подарки. Я думаю, что он быстрее поправится. А вам
за помощь я тоже хочу сделать подарок. Самое любимое лакомство Зайчат
- вот эта большая сладкая морковка. До свидания, ребята.
Дети: Спасибо, Степашка. До свидания.
"Грачи
прилетели"
Программное
содержание:
1. Закрепить способы складывания птиц (грача) и правила работы с пооперационными
картами, обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения.
2. Углубить впечатления; связанные с приходом весны. Воспитывать заботливое
отношение ко всему живому.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, уточнить и
расширить знания детей о грачах, учить их замечать и устанавливать
причинно-следственные связи.
4. Учить передавать веселый, жизнерадостный характер песни-хоровода,
исполнять легким звуком, в умеренном темпе.
5. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определения к данным
словам.
6. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными
в роде, закреплять уже известные способы словообразования.
Словарь:
Гомон, спозаранку, встрепенулся, грачовник, гнездование, проталины,
капель, теплая, красивая, добрая, ранняя, весенняя, веснушки, весняночка,
солнце- солнышко, "Весенний"? (дождь, день, сад, ручеек);
"Весенняя"? (капель, вода, трава, лужа, река, проталинка);
"Весеннее"? (облако, солнце, небо, утро).
Методические
приемы:
Игровой, создание проблемной ситуации.
Использование художественного слова, беседа с опорой на впечатления
и знания детей о жизни в природе весной вопросы к детям, объяснения.
Уточнение способов складывания птицы, оказание индивидуальной помощи,
поощрение.
Грамзапись, исполнительская деятельность детей.
Материал:
Тонированная бумага с ветками дерева, листы цветной бумаги квадратной
формы, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры, пооперационные
карты с последовательностью складывания грача и птенцов, ножницы,
клей.
Ход занятия:
Дети вошли в зал.
Педагог: Дети посмотрите, прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто это так тихо прошагал за окном? (педагог читает стихотворение)
Кто пришел к нам тихо, тихо? Ну конечно не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит. Это значит: Тише всех пришла ВЕСНА. (Заходит весна).
Педагог: Кто ты. Прекрасная таинственная незнакомка?
Весна: А может дети уже догадались.
Дети: Предполагаемый ответ детей: Весна пришла и т.д.
Педагог: Весна, какая ты нежная, светлая, красивая. Что, весна, ты
принесла?
Весна: (читает стихотворение) "Подарки весны"
Принесла я Вам, я ребятки, лейки, грабли и лопатки
Первые подснежники, желтые скворечники.
Принесла я вам грачей, и скворцов и зябликов
И несет любой ручей целый флот корабликов
И еще я принесла много света и тепла,
Прыгалки и салки новые считалки.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о весне.
Вы уже знаете, что у каждого слова есть слова родственники.
Придумайте определение к слову "Весна". Какая она? (теплая,
красивая, добрая, ранняя).
У каждого слова есть слова - родственники, найдите родственников к
слову "Весна" (весенняя, веснушки, весняночки).
О чем можно сказать: "Весенний"? (дождь, день, сад, ручеек).
"Весенняя"? (капель, вода, трава, лужа, река, проталинка).
"Весеннее"? (облако, солнце, небо, утро).
Как можно ласково назвать "СОЛНЦЕ"? - Солнышко
Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов вы вспомнили.
Педагог: Дорогая гостья, а наши дети знают хоровод, который красиво
называется "Весняночка"
Весна: Да! С превеликим удовольствием послушаю и посмотрю.
Исполняется хоровод "Весняночка" (перевод с украинского
Л.Пеньевской, обработка С.Полонской)
Педагог: Кто открывает весну? Ответы детей.
С приходом весны возвращаются к нам друзья - перелетные птицы.
И в честь их прилета 1 апреля отмечается международный праздник "День
птиц".
Весна: А я как раз знаю несколько загадок о них. Попробуйте отгадать.
1. Есть на дереве дворец, во дворце живет . . . (скворец)
2. Черный, проворный, кричит "Крак", червякам враг. (грач)
Педагог: Грачи - первые птицы, которые прилетают к нам в конце марта.
Это трудолюбивые птицы. Они сразу приступают к работе, подправляют
старые гнезда, строят новые. Весна такое время года, которое восхищало
художников во все времена. А какую картину о весне мы рассматривали?
Дети: Мы рассматривали картину "Грачи прилетели".
Педагог: Кто написал эту картину?
Дети: Эту картину написал художник Саврасов.
Педагог: Ребята мы с вами уже рисовали грачей. А сегодня я предлагаю
вам смастерить грачей и птенцов из бумаги способом оригами.
Дети: Дети отвечают утвердительно.
Педагог: Ребята, а где можно поселить наших птиц?
Дети: ответы; на дереве, в гнездах, на земле.
Педагог: У меня есть волшебное дерево. Оно состоит из отдельных частей,
выберете себе любую веточку, нарисуйте на ветке гнездо и поселите
в гнезде птенцов и грачей.
Дети выбирают листы и садятся за столы.
Педагог: Дети, сегодня мы создадим свою картину "Грачи прилетели".
Скажите, пожалуйста, что есть у птицы?
Дети полным предложением отвечают, что у птицы есть овальное туловище,
круглая голова, длинный острый клюв, расширенная полоска хвоста, две
лапы с крепкими когтями, крылья, глаза. Поэтапно разбираем приемы
складывания листа, показываю, с чего начинаем складывать птицу.
Дети приступают к работе, аккуратно складывая лист в нужном направлении.
Готовые работы вставляются детьми в наборное полотно.
Весна: Грачовник получился, как настоящий! Я даже слышу голос птиц
(включается грамзапись с голосами птиц). Они рады, что нашли свои
гнезда.
Весна предлагает показать самую радостную птицу. А где здесь самое
удобное гнездо? (дети объясняют, почему)
Педагог: Ребята, каким способом мы складывали птиц? (способом оригами)
Какая основная фигура нам понадобилась для поделки грача? (фигура
стрела)
Дети, мне сегодня очень понравилось у вас. Я побывала в гостях у настоящих
мастеров "Друзей природы", и я вам приготовила сюрприз,
угощает всех ребят печеньем жаворонки.
До свидания ребята!
"Бабочки
летают, бабочки"
Программное содержание:
1. Закрепить навыки
рисования нетрадиционным способом (копировальной бумагой), упражнять
в применении различных узоров для украшения бабочки.
2. Развивать мелкие мышцы руки, координацию движений, пространственную
ориентацию,
3. Упражнять в употреблении прилагательных с окончанием -ого (ромашка
белого, роза розового).
4. Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия
напряжения, развивать воображение, творческие способности, вызывать
интерес к рисованию и конструктивной деятельности.
5. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать любовь к природе
и бережному отношению к ней.
Методы и приемы:
Художественное
слово, элементы ролевого поведения, обыгрывание поделок.
Предварительная
работа:
1. Наблюдение
в природе.
2. Экскурсии в экологический центр, просмотр коллекции бабочки.
3. Рассматривание иллюстрации.
4. Чтение художественных произведений.
5. Отгадывание загадок.
6. Пальчиковые игры, игры с игрушками-бабочками.
7. Дидактическая игра "Подбери бабочке крылышко" - разные
силуэты бабочек, разукрашены узорами черного цвета, силуэты разрезаны
пополам. Надо найти подходящее крыло и соединить бабочку.
Словарь:
Украшать,
порхать, летать, быстро, легко, узор, разноцветный, легкий, воздушный,
озорной.
Материал:
Поляна
- ткань зеленая, разные цветы, копировальная бумага на каждого ребенка
(желтая, красная, синяя, зеленая, черная). Листы цветной и белой бумаги
треугольной, овальной, круглой формы. Простой карандаш, вырезанные
из черной бумаги усики, магнитофон, диск с легкой музыкой, призы хворост
в форме бабочки.
Ход занятия:
Педагог:
Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие на сказочную
поляну цветов. Ой, что это? На поляне нет ни одного цветка. Что надо
сделать, чтобы поляна стала красивой?
Дети: Надо посадить цветы.
Педагог: Ребята посадим цветы, выполним упражнение "СВЕТИТ, СВЕТИТ
СОЛНЫШКО"
1. Светит, светит солнышко (дети круговыми движениями через стороны
поднимают руки вверх, пальцы растопырены - это солнышко, ладони скрещивают,
образуя лучики, пальчиками быстро шевелят).
Мы сажаем зернышки (дети приседает, по одному сажают зерна)
Посыпаем их землей (пальчики сложены в щепотку, большой палец скользит
по остальным)
Поливаем их водой (рука сомкнута в кулак, большой палец скользит по
остальным)
2. Светит, светит солнышко (движение тоже, что и в первый раз)
Прорастают зернышки (дети приседают, медленно встают, руки сомкнуты
в ладонях, ладошками делают волнистые изгибы)
Под землёю корешки (наклон туловища вперед, пальцы обеих рук растопырены
- это корни)
Над землёю стебельки (медленно встают, ладошки сомкнуты, вытягивают
руки вверх)
3. Светит, светит солнышко (движение тоже, что и в первый раз)
Проросли все зернышки (дети приседают, медленно встают, руки сомкнуты
в локтях, ладошки чуть округлены)
Распустились лепесточки (пальцы и ладошки отгибаются в стороны)
Стали алыми цветочки (ладошки делаются раскрывшимся цветком, пальчики
чуть шевелятся)
Педагог убирает с поляны зеленую ткань и на поляне появляются цветы
Педагог читает стихотворение А.Ильина "РАЗНОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ":
Если в поле расцвели только белые цветы
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты
Если в поле расцвели только желтые цветы
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки, ноготки.
-Какие цветы распустились на нашей поляне?
-Какого цвета цветы?
Дети: называют названия цветов и их цвет (василек - синего, роза -
розового и так далее)
Педагог:
Ребята я знаю загадку, еще про один цветок отгадайте её?
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел (ответы детей).
Педагог:
Правильно - это бабочка. Ребята поиграем в игру "ПОДБЕРИ КРЫЛО
БАБОЧКЕ"
На столе лежат силуэты бабочек, надо найти каждой бабочке подходящее
крыло (дети берут любую бабочку и выбирают ей подходящее крыло, способом
приложения сравнивают, правильность выполнения задания).
-Ребята как вы думаете, почему наши бабочки такие грустные?
Дети: Потому что они не раскрашены.
Педагог: Поможем им превратиться в красавиц (дети садятся на стульчики)
Самое красивое у бабочки - это …(дети) крылья.
Узоры на крыльях у бабочки со всех четырех сторон…(дети) одинаковые,
они покрыты маленькими разноцветными чешуйками. Ребята обратите внимание,
какие красивые узоры на крыльях у бабочек.
На столах лежит бумага разных геометрических форм круг, овал, треугольник.
Ребята выберите себе любую геометрическую форму можно взять круг и
овал, треугольник и круг, а можно две одинаковые формы, крылья у бабочки
верхние и нижние бывают разной формы.
Раскрашивать бабочек мы будем необычным способом, копировальной бумагой.
Начинать работу надо с бумаги более светлого тона.
-Какая копировальная бумага самая светлая? (ответы детей)
Дети приступают к работе, включается веселая, легкая музыка.
Во время рисования помогаю детям советом, показываю, если затрудняются,
как положить копировальную бумагу, слежу за нажимом на карандаш, чтобы
рисунок отпечатался равномерно, отвечаю на вопросы. По окончанию раскрашивания
крыльев, приступаем к складыванию бабочки. Гармошкой складываем сначала
одну деталь, затем вторую, прикрепляем усики и завязываем ниткой.
Дети помогают друг другу перевязывать туловище ниткой, завязывать
узелочки.
Педагог: Ребята я вам прочитаю стихотворение, а вы поиграйте со своими
бабочками вокруг нашей поляны, выберите бабочке понравившийся цветок
и посадите ее на него.
"БАБОЧКА"
То налево, то направо, вверх и вниз, туда сюда
Мы летать имеем право, ведь на улице весна.
С каждым днем все солнце ярче, дует свежий ветерок
И становится дружнее, наш веселый хоровод.
Педагог: Наша поляна стала очень красивой, полюбуйтесь, на ней появились
разные бабочки. Ребята, я предлагаю каждой бабочке дать название.
Например, самая - расписная, разноцветная, воздушная, пестрая, полосатая,
озорная, легкая, веселая, красочная, удивительная.
Педагог: Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга,
танцуют над цветами и радуют всех своей удивительной красотой, легкостью
и воздушностью. Наше путешествие на поляну цветов закончилось, но
память о нем вам останутся ваши бабочки. А поляна за ваше старание
и помощь угощает вас сладкими призами (на поляне стоит корзина, покрытая
зеленая салфеткой, наполненная хворостом в форме бабочек).
Педагог угощает всех детей сладкими призами.
"Сказка
о петушке в стране оригами"
Программное
содержание:
1. Закрепить
способы складывания квадрата и прямоугольника, совмещая противоположные
углы.
2. Закрепить умение мастерить поделки в стиле "Оригами"
и "Киригами" с использованием пооперационных карт.
3. Закрепить в речи употребление глаголов, обозначающих действия животных.
4. Воспитывать познавательный интерес, умение работать в коллективе,
объединяя свои поделки в единое целое, инициируя включение поделок
в игру.
5. Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность,
вызвать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.
Материал:
Пооперационные
карты домашние животные, квадраты цветной бумаги разных размеров,
фломастеры, восковые мелки, простые карандаши клеящий карандаш.
Наборное полотно "Пасека", стрелка для игры, сказочная музыка,
магнитофон, дипломы волшебников, фигурка петушка в стиле оригами.
Угощение сладкие петушки на палочках.
Предварительная
работа:
Рассматривание
иллюстраций, предметных и сюжетных картинок из серии "Домашние
животные".
Экскурсии в экологический центр.
Чтение сказок "Петушок и бобовое зернышко", "Гадкий
Утенок"
Разучивание стихов, загадок, пословиц о животных.
Дидактические игры: "Скажи ласково" - о детенышах животных,
"Кто как кричит".
"Подскажи словечко", "Невидимый мир", "Летает,
прыгает, ползает",
"Зоологическое лото", "Кто в деревне живет",
Подвижные игры: "Гуси лебеди", "Лиса в курятнике"
"Кони и пастух", "Хитрый кот".
Изготовление поделок в стиле оригами.
Оформление альбома "Домашние животные", фотографии детей
со своими домашними питомцами и описательные рассказы о них.
Словарь:
Домашние животные, детеныши, собака - щенок, кошка - котенок, корова
- теленок, конь - жеребенок, кролик - крольчонок, коза - козленок.
Ход занятия:
Педагог:
Проходите, не стесняйтесь, рядом все располагайтесь.
Здравствуйте ребята я очень рада нашей встрече.
Мы с вами поздоровались, а наши пальчики тоже хотят поздороваться.
Пальчиковая
игра "УТРЕЧКО":
-Эй, братец Федя, разбуди соседей! (руки скрещены, пальцы растопырены)
-Вставай, Большак! - (щелкает по пальчикам)
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Сиротка!
-И крошка - Митрошка!
-Привет, Ладошка! (рука здоровается с другой рукой)
Все потянулись и проснулись (пальчики выпрямляются и шевелятся).
Педагог:
Наши вежливые пальчики поздоровались друг с другом и с огромным желанием
хотят взяться за работу. Сегодня мы отправимся в волшебную страну
"Оригами". "Оригами" - это искусство превращения
квадратного листа в игрушку. А волшебниками в этой стране будете вы!
Хотите попробовать? Тогда - вперед, в сказку!
Дети садятся за столы.
Педагог начинает рассказ: Жили, были братья - разноцветные
квадратики. Больше всего они любили играть в волшебные превращения…
Отвернемся и посмотрим, в кого же превратится квадрат (дети отворачиваются,
а воспитатель достает заранее приготовленную модель петушка).
Петушок говорит горестно: Кукареку! Здравствуйте, ребята.
-Здравствуй петушок! Почему ты такой грустный? Что случилось?
Петушок рассказывает детям о своей беде: Живу я на птичьем дворе,
и никто со мной не дружит, все обижают.
Мне грустно и обидно. Я пришел к вам за помощью. Помогите мне найти
добрых друзей.
Педагог: Ребята. Как вы думаете, мы можем помочь Петушку?
Дети: ответы детей о своем решении помочь Петушку, сделать
самим хозяйский двор и поселить туда Петушка.
Педагог: Не грусти, Петушок, мы поможем тебе. Наши дети научились
складывать различных животных из бумаги. Ребята подумайте и решите,
какого друга вы сделаете для Петушка. Петушок интересуется, какого
персонажа будет делать каждый ребенок, не будет ли он его обижать.
Дети подбирают бумагу нужного цвета, пооперационные карты и приступают
к работе.
Когда работы готовы, Петушок проводит физкультминутку.
Физкультминутка:
Мы бумагу в животных превращали и немножечко устали
Петушок наш золотой на зарядку деток строй.
Надо пальчики размять, руки в стороны поднять.
Петушок с высокой спицы деток просит наклониться,
Распрямится, наклонится, снова быстро распрямится,
Чтоб усталость отогнать, руки надо повращать.
Петушок - то бьется, бьется, влево-вправо повернется,
Вниз головку опускает, вверх обратно поднимает,
Петушок кричит опять: детям надо приседать
Раз, два, три, четыре, пять, ноги будем разминать.
Мы немного порезвились, с петушком угомонились
И промолвил с умиленьем: Прекращаем упражненья (движения дети выполняют
в соответствии с текстом)
После паузы дети продолжают заканчивать свои поделки.
Педагог: Ребята, нам надо еще нарисовать поляну, где будут
гулять наши животные.
Дети берут мелки,
чистые листочки и рисуют поляну.
Когда все дети закончат работу, полянка собирается на наборном полотне
в единое целое, и дети располагают на ней своих животных. Петушок
знакомится со всеми жителями поляны и предлагает поиграть в игру:
"Кто что делает". В центр поляны вставляется стрелка, дети
по очереди крутят стрелку, на какого животного стрелка покажет, ребенок
дает ответ полным предложением.
Например:
Кролик - грызет морковь, шевелит ушами, прыгает ловко.
Лошадь - бьет копытом, жуёт овес, траву, перевозит грузы, ржет.
Корова - дает молоко, мычит, жуёт траву.
Кошка - лакает молоко, мяукает, ловит мышей, умывается.
Собака - сторожит дом, лает, виляет хвостом, грызет кость.
Свинья - роет землю, ест желуди, хрюкает.
Курица - кудахчет, несет яйца.
Петушок: Дорогие ребята! Мне очень понравилось у вас. Вы такие
добрые и старательные. Я благодарен вам и хочу угостить вас сладкими
призами, вкусными петушками.
Дети благодарят Петушка.
Ребенок читает стихотворение "Домашние животные":
Домашних животных я очень люблю, кормлю, берегу и ласкаю.
Собаку и кошку, свинью, петушка друзьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дает. Нет крольчатьего пуха пышнее.
Нам кошка-мурлыка подарит уют и всех переловит мышей.
Помощники наши корова, баран и конь вороной, темногривый.
Живут с нами рядом, привязаны к нам. Доверчивы, миролюбивы.
Педагог: Ребята, я вам за ваши успехи и старание хочу вручить
Дипломы волшебников, так как вы владеете искусством изготовления поделок
в стиле "Оригами". Вы у нас настоящие волшебники.